ОТЧЁТ ПО ИТОГАМ 2004-2005 УЧЕБНОГО ГОДА
МОУ ВОРШИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
В 2004-2005 учебном году в школе работали 24 педагога ( школа полностью укомплектована кадрами),социальный педагог , педагог- психолог.
Высшее образование имеют 96% педагогов. Средний возраст 46 лет. 96% педагогов имеют квалификационную категорию.
В течении года прошли курсы повышения квалификации 3 руководителя ОУ (60%) и 10 педагогов(48%)
В 2004 -2005 учебном году в школе обучалось 238 учащихся в 13 классах- комплектах. Средняя наполняемость классов- 18 человек.
В течение года прибыло 6 человек. Основная причина прибытия - смена места жительства.
В течение года в другие образовательные учреждения выбыли 8 учащихся
До получения основного общего образования в течение года выбыли в УКП 2 человека.
Обучение 1 класса организовано на базе детского сада с.Ворша.
Все учащиеся успевают по итогам года.. На «4» и «5» закончили год 72 ученика(32,7%), из них 9 отличников(12,5%). Есть резерв « хорошистов»-2,5% и «отличников» -1,3%.
Одним из главных показателей работы школы являются результаты итогового контроля. Формы промежуточной аттестации- контрольные работы и переводные экзамены.
К итоговой аттестации допущены все учащиеся.
По итогам сдачи экзаменов за курс основной школы качество знаний составило 41,7% .
Качество знаний по русскому языку(изложение ) составило: за грамотность – 46%, за содержание- 65%, по алгебре – 41%. На итоговую аттестацию были выбраны 13 предметов.
По результатам государственной ( итоговой) аттестации выпускников за курс средней школы качество знаний составляет по русскому языку( грамотность)- 71%, содержание- 65%, по алгебре и началам анализа – 76% ( в физико- математической группе (выполняли контрольную работу особого образца)- 87,5%).
На итоговую аттестацию по русскому языку и литературе 59% учащихся выбрали изложение с творческим заданием.
Из физико- математической группы выбрали предметы по профилю: физика- 3 (37%), алгебра(устно)- 6(75%), ОИВТ -1(12,5%). Все учащиеся подтвердили свои итоговые оценки. Продолжили обучение по профилю 38% учащихся ( 100% в ВУЗах)
На итоговую аттестацию учащимися 11 класса были выбраны 14 предметов. Первое место в рейтинге предметов занимают алгебра и начала анализа ( 59%) и ОБЖ (53%).
Из 17 выпускников 11 класса экзаменационную сессию на «4» и «5» сдали 12 учащихся, что составило 71%. Выше годовой оценки показали результаты 14 учащихся (84%).
В школе осуществлялась профессиональная подготовка по профессии «Тракторист- машинист самоходных машин» категории ВС. Доля учащихся 10-11 классов , проходивших профессиональную подготовку составляет 41%.
37% выпускников 11 класса успешно сдали квалификационный экзамен.
Количество выпускников 11 класса, поступивших в ВУЗы составило 65%, из них трое -по профилю (38%)
Школа осуществляла предпрофильную подготовку через ведение элективных курсов:
• «Учись писать грамотно»
• «Учись учиться»
• «Твоя профессиональная карьера»
• «Подружись со мной, компьютер»
• «Резьба по дереву»
• «Роспись по дереву»
профориентационную и диагностическую работу, что способствовало свободному
профессиональному самоопределению выпускников основной школы.
По результатам рейтинга элективных курсов:
Высокий: «Подружись со мной, компьютер» -78%
Средний: «Учись учиться»-69%,Твоя профессиональная карьера»-100%; «Учись писать грамотно»-86%; «Художественная обработка древесина»-100%; «Роспись по дереву»-100%
В этом году школа завершила работу в рамках федерального эксперимента по отработке структуры и содержания общего образования по направлению «Апробация УМК и учебных программ». Школа работала с использованием УМК «Школа 21 века» под редакцией Виноградовой.
В рамках эксперимента работа осуществлялась через создание и апробацию новых учебных программ по новым нетрадиционным курсам, исследованию оптимальных вариантов учебных планов, разработку новых педагогических технологий, создание благоприятных условий для обеспечения каждому ребенку возможности самореализации и было направлено на осуществление следующих идей:
• обучение учащихся с учетом их психологических особенностей, возможностей и способностей;
• ориентация методики преподавания каждого учебного предмета и общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности , воспитание духовной и эмоциональной культуры учащихся;
• построение обучения на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения каждого школьника.
В ходе эксперимента осуществлялось раннее преподавание иностранного языка со 2 класса и информационно- коммуникационных технологий с компьютерной поддержкой.
Анализ экспериментальной работы показал следующие результаты:
В целом работа в режиме эксперимента оказала глубокое положительное воздействие
на развитие детей.
наименование предмета успеваемость качество знаний
2003-2004 2004-2005 2003-2004 2004-2005
русский язык 100% 100% 53% 64%
математика 100% 100% 65% 70%
литературное чтение 100% 100% 85% 70%
информационные технологии 100% 100% 70% 76%
окружающий мир 100% 100% 70% 75%
история 100% 100% 81%
В школе реализуется региональный компонент через преподавание предмета «Экономика»( 4-х годичный курс) .Творческие ситуации своего ближайшего окружения и экономических элементов в повседневной жизни, выполнение практических работ, решение практических задач на уроках дали учащимся возможность познакомиться с деятельностью региональных предприятий и историей предпринимательства Владимирской области. Уровень обученности по предмету- 100%. Уровень качества знаний – 50%.
С целью повышения двигательной активности введено изучение 3 часа физической культуры во 2-5 классах.
В школе 3 ступени осуществлялось преподавание русского языка (1 час). Проводилась работа по поддержке русского языка через систему мероприятий: предметные кружки, участие в олимпиадах, читательские конференции, литературно- музыкальные композиции и др., которые способствовали повышению грамотности, совершенствованию коммуникативных навыков уч-ся, отработке навыков анализа текста.
В 2004- 2005 уч.году в школе был оборудован компьютерный класс на 10 рабочих мест, пополнилась медиатека, что открыло более широкие возможности для использования компьютерной техники в УВП. Преподавание предмета «Информатика» осуществлялось в 4 ( в рамках эксперимента), 7,10,11 классах.
Анализ состояния здоровья школьников в течении учебного года позволяет сделать вывод о снижении заболеваемости органов пищеварения, дыхания, опорно- двигательного аппарата, сердечно- сосудистой системы.
В целом по школе 1 группу здоровья имеют 56 % учащихся .
С целью создания инновационного потенциала, организационных, методологических и методических предпосылок для комплексного решения проблемы укрепления и сохранения здоровья в школе разработана программа «Здоровье».
Важным средством повышения методического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.
Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приёмы и формы обучения и воспитания.
С учётом уровня организации учебно-воспитательного процесса, особенностей состава учащихся школы в 2004-2005 учебном году школа работала над методической темой: «Урок как показатель грамотности и мастерства учителя».
Был определён следующий круг задач:
1. Информирование педагогов о современных требованиях, предъявляемых к уроку.
2. Стимулирование инициативы и творчества членов педагогического коллектива, активизация его деятельности. ( Фестиваль «Ура, урок!»)
3. Поиск , обобщение и внедрение ППО (Работа по темам самообразования).
Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой, рекомендациями психолога.
При планировании методической работы школы, педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи стоящие перед школой: школьные МО,фестиваль открытых уроков, работа школьного МС, самообразование педагогов.
Традиционным видом методической работы является проведение предметных недель.
В течение года было проведено 6 предметных недель. В целом , проводимая в школе методическая работа способствовала профессиональному росту педагогов.
Основными задачами в воспитательной работе школы в 2004-2005 учебном году были :
--РАЗРАБОТАТЬ И РЕАЛИЗОВАТЬ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДОСТОЙНОЙ ВСТРЕЧЕ 60 –ЛЕТИЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ, 60-ЛЕТИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ;
продолжить работу по созданию условий для формирования здорового образа жизни в рамках школьной программы «Здоровье»;
- продолжить работу методического объединения классных руководителей по теме «Организация воспитательной деятельности в классе»;
-принимать участие в деятельности районного объединения «Астра»;
-взаимодействовать с семьёй в целях всестороннего развития и воспитания здоровой личности.
В школе продолжили работу три детских объединения: «Формика»(1-4 кл.), детский клуб «Родник»(5-7 кл.), клуб старшеклассников «Алые паруса»(8-11кл.)
Наиболее интересные школьные дела Кол-во учащихся ,(в %)
принявших участие Средняя оценка, поставленная учимися
День « Дублёра» 92 5
Приём в объединение «Формика»
87
5
День рождение клуба «Родник»
85
4,5
День влюблённых 90 5
Новый год 85 5
Авторская песня 88 4,5
Конкурс «Золушка» 82 4,5
День смеха 93 5
Интеллектуальный марафон 85 4, 5
Парад школьных предметов 78 4,2
Умники и умницы 88 4,8
Чудеса осеннего леса 95 5
Одной из главных задач работы школы является пропаганда здорового образа жизни. Мероприятия, проводимые в школе, способствовали этому. Из анкетирования основных школьных мероприятий по данному направлению.
МЕРОПРИЯТИЕ Кол-во участников Средняя оценка
Осенний тур.слёт 80% 5
Игры «Рубеж»
«Зарница»
«Зарничка»
76%
5
День здоровья ко «Дню Защитника Отечества»
80%
5
Всероссийский «День Здоровья»
90%
5
МЕРОПРИЯТИЕ Кол-во участников Необходимость проведения
да нет затруднились ответить
Встреча с детским врачом 90 чел. 88% 2% 10%
Встреча с майором полиции службы гос. нарко.контроля России по Владимирской области.
60 чел.
100%
Недели вредных привычек 100% 80% 5% 15%
*все проценты в таблицах считаются от общего числа учащихся для которых было организовано данное мероприятие
На базе школы работали 9 объединений дополнительного образования , особый интерес у учащихся вызвали : «Подвижные игры» руководитель Никитин А.С.; « Резьба по дереву» руководитель Баев В.В.; « Юный художник» руководитель Курбанова И.П.; « Театр и дети» руководитель Нагаева А.Г.; «Уроки здоровья» руководитель Гарькина А.П.; «Вязание» руководитель Лисева Т.А.
Многие учащиеся школы посещали кружки Дома культуры.
В летний период на базе школы работал оздоровительный лагерь «Радуга» ( материалы были направлены на областной конкурс)
Таким образом , вся проводимая в школе в течении года работа была направлена на развитие личности каждого ребенка, на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на успешную социализацию выпускников .
Приложение к отчету
по итогам 2004- 2005 учебного года
Индикатор Результаты
Наличие коллегиальных органов управления советов Совет школы
Должностные инструкции Локальные акты
Разработка и участие в реализации различных социальных проектов
разработка и реализация школьного проек-та « Развитие инфраструктуры дополни-тельного образования и досуга детей»
Открытость школьной информации: наличие школьного сайта, школьных СМИ, системы информированности родителей имеется
Адрес: www.vorsha. narod. ru/
Школьная газета «Романтик»
Информационные школьные стенды
Наличие органов ученического само-управления. Совет дела
Количество жалоб и обращений в ад-министрацию школы или учредителя по различным причинам за год. отсутствуют
Участие в опытно- эксперименталь-ной работе
Представление педагогического опыта на разных уровнях федеральный эксперимент по отработке структуры и содержания общего образова-ния.
ППО на уровне школы
Наличие учебного плана, обеспечи-вающего учет склонностей, интере-сов и возможностей учащихся, обра-зовательных запросов родителей и соответствующего базовому уч. пла-ну имеется ( разработан на основе Федераль-ных и регионального БУПов)
Модели изучения иностранного язы-ка (количество недельных часов по параллелям) английский, немецкий со 2 класса ( модель 2)
Количество кружков, клубов, спортивных секций (дополнительное образование), в т.ч. на базе учреж-дений социума 14 кружков и секций на базе школы и 6 на базе Дома культуры
Результаты внешней оценки: ЕГЭ, инспекционных проверок, комплекс-ной аттестации учреждения, срезо-вых работ, проводимых учредите-лем, или контрольные измерения уровня обученности иными внешни-ми организаторами
Срезовые работы:
качество знаний по математике- 47%
по рус.языку-55%
по химии – 42%
по литературе – 70%
Динамика % неуспевающих детей по итогам года отсутствуют
Количественное соотношение вы-пускников школы и выпускников, зачисленных на бюджетные места в государственные вузы и соотношение с числом успешно их окончивших Поступили в ВУЗы 65% выпускников , 100% на бюджетной основе.
Соотношение состава (содержания) профиля обучения старшеклассников с профилем обучения, выбранном в вузе, НПО, СПО 38% по профилю
Количественное соотношение выпускников начальной школы и основной школы (отсев) 2 ученика ( 9 класс)
Количественное соотношение учащихся, проживающих в районе школы и проживающих в дру-гих территориях. 236 в Воршинском сельском поселении
2 в Колокшанском с/округе
Динамика доли учащихся, состоящих на диспансерном учете по причине алкогольной и наркотической зави-симости отсутствуют
Доля учащихся, переведенных из коррекционных классов в классы нормы нет
Динамика выпускников основной школы, получивших аттестат с отли-чием
2002-2003 уч.год- 6%
Динамика выпускников 11 класса -медалистов 2002-2003 уч.год- 11%
2003-2004 уч.год -20%
Результаты участия школьников в олимпиадах и конкурсах различных уровней. олимпиады: 2 уч-ся ( 2 и 3 место)
-конкурс экономических проектов- 3 место
- бокс- 2 место ( 2 человека)
Динамика соматического здоровья учащихся в соотношение со средни-ми значениями аналогичной дина-мики по региону.
2003-2004 уч.год -62%
2004-2005 уч.год- 70%
Снижение хронических заболеваний
Соотношение суммарного объема та-рифицированных учебных часов и часов учебного плана к реализован-ным учебным часам за год. (Выпол-нение учебного плана) полностью реализован
Динамика правонарушений по школе правонарушений не зафиксировано
Динамика образовательных уровней родителей учащихся за 5 лет. Вырос процент родителей свысшим об-разованием с 9 до 14%, со средне- специ-альным от 27 до 32%
Санитарно-гигиенические условия в соответствии с требованиями СаН-Пина (тепловой, световой режимы; режимные моменты и их обоснован-ность: продолжительность учебной недели, уроков, перемен, и т.д.)
соответствие нормам СаНПина
Индекс сменности занятий 1 смена
Средняя наполняемость классов; 18 уч-ся
Организация питания 2-х разовое горячее питание
Кол-во пропусков уроков на 1 уча-щегося по состоянию здоровья 75
Безопасность образовательной сре-ды: динамика травм за год; отсутствует
Уровень личностной тревожности учащихся низкий
Степень удовлетворенности родите-лей, учащихся и педагогов жизне-деятельностью в школе удовлетворенность родителей – 95%
уч-ся- 85%
педагоги- 92%
Социо-культурная характеристика района расположения школы: биб-лиотеки, учреждения культуры, ме-дицины, криминогенность, социаль-ный состав, транспорт, информаци-онные возможности и т.п. Расположена вблизи автомагистрали Моска- Уфа, достаточно приближена к районному и областному центрам. В районе школы находятся: библиотека, Дом культуры, ФАП, сельская адми-нитсрация, Детский сад.
Укомплектованность кадрами от штатного расписания 100%
Образовательный уровень педагогов 96%- высшее
4%- средне-специальное
Квалификационные характеристики высшая-1 (4%)
1 категория-13 (50%)
2 категория-11(46%)
Количество педагогов-выпускников данной школы 5
Количественное соотношение муж-чин и женщин в персонале школы 5/34
Количество взрослых работников школы относительно количества учащихся 39/220
Средний возраст педагогов, 46 лет
Количественное соотношение педа-гогического/ административно-управленческого / технического пер-соналов 22/5/12
Повышение профессиональной ком-петентности (2-ое образование, ас-пирантура, соискательство, курсы повышения квалификации и т.д.) 3 руководителя-60%
10 педагогов- 48%
1 педагог получает второе образование
Динамика стабильности (текучести) кадров. стабильный коллектив
Участие в конкурсах «Учитель года», др. конкурсах, смотрах педагогиче-ских идей и т.п.
Наличие отрефлексированного пози-тивного педагогического опыта по приоритетным направлениям дея-тельности коллектива имеется
Средняя зарплата педагогов/ к сред-ней зарплате / к прожиточному уров-ню по территории 3200/
Количественное соотношение учащихся и педагогов (16/1). 8/1
Использование бюджетного финан-сирования (% выполнения) используется полностью
Динамика привлечения внебюджет-ных средств: Спонсорские и благо-творительность / Организация плат-ных услуг спонсорские 30 тыс.
Количественные и качественные ха-рактеристики учебных аудиторий, рекреаций, спортивных залов 15 классных комнат, спортивный зал, биб-лиотека,2 рекреации, мастерские, компью-терный класс, комната психологической разгрузки, столовая и др. ( состояние удов-летворительное)
Характеристика школьной библиоте-ки: количество справочной литерату-ры, наличие периодической литера-туры, обеспеченность литературой на 1 уч-ся, соотношения читательского спроса и его удовлетворения. общий фонд- 14 702 экз.
учебники 8020 экз
Наличие компьютерной техники, электронных учебников, выход в Интернет имеется
Соотношение численности учащих-ся и компьютеров 20
ОТЧЕТ ПО ИТОГАМ 2005-2006 УЧЕБНОГО ГОДА
МОУ ВОРШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
В 2005 -2006 учебном году в школе обучалось 218 учащихся в 12 классах-комплектах.
Средняя наполняемость классов 18 человек. Обучение ведется по традиционной системе. В течение года прибыло 7 человек. Основная причина прибытия - смена места жительства. В течение года в другие образовательные учреждения выбыли 8 учащихся.
Обучение 1 класса организовано на базе детского сада с. Ворша.
Успеваемость по итогам года составила 99%. Трое учащихся оставлены на повторное обучение. Из них 2 учащихся 1 класса по решению МПК. Демину Сергею рекомендовано продолжить обучение в специальной школе, Бендюрину Владимиру – дублирование 1 класса.
Качество знаний по школе 33%. По итогам года школу закончили на «отлично» 12 человек, на « хорошо» и «отлично» 61 учащийся.
К итоговой аттестации допущены все учащиеся. Доля выпускников, получивших аттестаты о среднем (полном) общем образовании и основном общем образовании – 100%.
Качество знаний по русскому языку (изложение) составило: за грамотность -44%, за содержание – 41%, по алгебре 57%.
По результатам государственной ( итоговой) аттестации выпускников за курс средней школы качество знаний составляет по русскому языку( грамотность)- 75%, содержание- 88%, по алгебре – 75%.
Из 5 учащихся физико- математической группы выбрали предметы по профилю: математика (ЕГЭ) – 3 человека, физика – 1 человек, математика (письменно)- 5 человек. Продолжили обучение по профилю 3 человека ( 65%). Из них 2 человека поступили в Вузы.
В школе осуществлялась профессиональная подготовка по профессии «Тракторист- машинист самоходных машин» категории ВС. Доля учащихся из10-11классов, проходивших профессиональную подготовку составляет 33%.
38% успешно сдали квалификационный экзамен.
По итогам года программы профильного обучения пройдены, качество знаний по технологическому профилю 84%, по физико-математическому – 80%.
Количество выпускников11 класса, поступивших в ВУЗы, составило 50%. Доля выпускников, продолжающих образование после окончания средней школы 100%.
Ежегодно учащиеся школы являлись участниками районных олимпиад. По итогам 2005-2006 учебного года 5 человек являлись призерами. По итогам года 3 учащихся (8%) получили аттестат с отличием. Похвальным листом отмечены 5 учащихся (2,2%).
В целях реализации предпрофильной подготовки в 2005-2006 учебном году велись элективные курсы:
• «Учись писать грамотно»
• «Твоя профессиональная карьера»
• «Художественная обработка древесины»
• «Роспись по дереву»
Предпрофильная подготовка в школе осуществлялась в виде комбинации курсов двух типов: предметно-ориентированных и межпредметных.
По итогам анкетирования 30% считают, что элективные курсы эффективны и полезны.
Высокий уровень, по мнению учащихся, получил элективный курс «Художественная обработка древесины», «Твоя профессиональная карьера».
Одним из важнейших направлений обновления содержания образования является информатизация. Для этого с 2005-2006 года введен курс информационных технологий (2 класс), изучение ИКТ в виде модуля в рамках предмета «Технология» (3-4 класс), в 5-7 классах – факультативные курсы, 8-9 классы – кружковая работа.
Со 2 класса осуществлялось раннее изучение иностранного языка.
Преподавание предмета «Технология» велось по 3-х часовой программе в 7-8 классах.
В 2005-2006 учебном году школа успешно прошла аттестацию.
По состоянию здоровья детей преобладают ученики, отнесенные к первой группе здоровья.
По видам заболеваний преобладают простудные заболевания. Произошло снижение заболеваний органов пищеварения и зрения.
В школе функционирует комплексно-целевая программа «Здоровье», цель которой – создание комплексных мер психолого-медико-педагогической защиты и оздоровления учащихся всех возрастных групп.
В 2005-2006 году в школе работало 24 педагога. (школа полностью укомплектована кадрами).
В течение года 8 человек повысили квалификационную категорию. Прошли курсы повышения квалификации 55% учителей. Педагоги школы принимали участие в районных и областных конкурсах. Грамотами отмечены 2 учителя за разработку материала для курса «Наш край» и за разработку урока по МГП.
С 2005 года школа является опорной по реализации практической направленности в преподавании курса ОБЖ.
За учебный год в школе создана база данных в области безопасности и жизнедеятельности, имеется медиатека, включающая в себя компьютерные программы для поддержки преподавания курса ОБЖ.
Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы.
В 2005-2006 учебном году ставились следующие воспитательные задачи:
• Формирование у детей нравственной и правовой культуры;
• Систематизация работы классных руководителей с родителями;
• Усиление работы с детьми из «группы риска», стоящими на учете в ОППН, внутришкольном учете;
• Продолжение работы по краеведению, как основе возрождения патриотизма;
• Продолжить воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни.
Мы решали данные задачи в воспитательной деятельности, в комплексе выстраивая воспитательную систему, охватывающую весь педагогический процесс, совершенствуя воспитательное пространство школы, делая его более цельным, связанным с социальным окружением, объединяющим основное и дополнительное образование, урочную и внеурочную деятельность, процессы обучения, воспитания и развития.
Взаимодействие школы с другими образовательными учреждениями и организациями реализуется через договора о взаимосотрудничестве и планы совместной деятельности.
Воспитательная работа в школе осуществляется через разработанные
школьные программы по основным, приоритетным направлениям:
• программа «Здоровье» - 2004-2005 уч.г.;
• программа «Семья» - 2003-2004 уч.г.;
• программа «Профориентация»- 2005-2006 уч.г.
и « Модульную программу» Поповой И.Н. ( ВИПКРО)
Посредством данных программ реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса.
Большое внимание в школе уделяется социализации личности – профессиональному самоопределению, профессиональной ориентации школьников. Для целенаправленной работы в этом направлении разработана школьная программа «Профориентация». Данная программа будет способствовать свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного динамичного рынка труда. В этом году оформлен стенд по профориентационной работе, составлена образовательная карта области. В этом году прошли два общешкольных мероприятия КВН «Все профессии важны, все профессии нужны» и деловая игра для старшеклассников «Выбор». Из анкетирования видно, что наибольший интерес у учащихся вызывают встречи с интересными людьми разных профессий и экскурсии в учебные заведения области. В этом году прошло 6 бесед в клубе «Интересных встреч» и проведено 4 экскурсии в различные заведения области.
Анализируя работу в данном направлении, следует отметить, что в слоедующем году работу в данном направлении необходимо активизировать.
Взаимодействие с семьёй
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются от-
ношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования со-
трудничества между взрослыми и детьми важно представить коллектив, как
семью, которая сплачивается и интересно живет.
Взаимодействуя с семьей, мы придерживаемся четырёх основных направ-
лений:
1. Повышение психолого –педагогических знаний, которые осуществляются через родительский всеобуч, индивидуальные и групповые консультации, выездные родительские собрания в отдалённые деревни.
2. Участие родителей в управлении школой через Совет школы, общешкольный и классные родительские комитеты
3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Это и дни открытых дверей, школьные праздники знаний и творчества, спортивные соревнования, участие родителей в работе кружков по интересам.
Исходя, из вышесказанного можно сделать вывод об определенной эффективности, проводимой воспитательной работы.
Об этом свидетельствует благоприятный морально-психологический климат, и авторитет школы среди родителей.
Работа с учащимися
В школе созданы и успешно осуществляют свою работу школьные детские объединения.
1-4 класс детское объединение «Формика»- 1994 год создания.
5-7 классы детский клуб « Родник»-1997 год создания.
8-11 классы клуб старшеклассников «Алые паруса»-1996 год создания.
Детские объединения имеют устав, символику, девиз.
Работа в школьных объединениях позволяет учащимся:
• учиться самостоятельности и сотрудничеству, участвуя в работе «Совета школы», «Совета дела», активов клубов;
• узнавать себя и окружающий мир, через интеллектуальные игры, творческие дела, экскурсии, интересные встречи, экологические и трудовые десанты;
• развивать художественные, эстетические способности, участвуя в конкурсах, выставках, праздниках, фестивалях, выпусках школьной газеты;
• сохранять и укреплять здоровье, пропагандировать здоровый образ жизни участвуя в спортивных соревнованиях, днях здоровья, спортивных секциях, походах;
• стать добропорядочными гражданами России, всесторонне развитыми, культурными, человечными людьми, изучая государственную символику, историю родного края, участвуя в акциях «Милосердия», «Памятник».
За десятилетие работы в детских объединениях сложились свои традиции:
1. Праздник первого звонка (сентябрь)
2. Приём в детские объединения и клубы (октябрь)
3. Творческий период «Осень – праздник природы» (ноябрь)
4. Осенний, весенний турслёты (сентябрь, май)
5. Новогодний серпантин (декабрь)
6. Дни здоровья (раз в четверть)
7. День краеведения (декабрь)
8. День Земли (апрель)
9. Праздник последнего звонка (май)
Жизнь школы интересна и разнообразна. Радуют успехи в воспитательной работе. Школа является активным участником в жизни районного детского общественного
объединения «Астра».
Школа многократно занимала призовые места в районных спортивных соревнованиях:
1 место в первенстве по боксу г. Лакинск
2 место в первенстве по боксу г. Лакинск
3 место в районном первенстве по футболу
2 место в первенстве по футболу г. Лакинск
Работа классных руководителей
Основным действующим лицом в реализации воспитательных задач является классный руководитель. В школе немало мастеров своего дела, способных пойти на союз с детьми, организовать работу класса интересно, содержательно. Классные руководители стремятся строить свою деятельность в соответствии с принципами:
1. системности (анализ, планирование работы, отслеживание и оценка результатов воспитательного процесса);
2. конкретности (конкретные дела, сроки, ответственные за проведение дел);
3. принцип диалога (взаимодействие с детьми, с родителями);
4. индивидуальности (учёт индивидуальных особенностей, при планировании и организации коллективной деятельности);
5. непрерывности (ежедневная жизнь с классом, работа по циклограмме).
При определении содержания воспитательного процесса классные руководители ориентируются с одной стороны на общечеловеческие ценности, а с другой на местные традиции.
Для большинства классных руководителей характерно выделение в содержании воспитания приоритетного вида деятельности. Так, например:
в 4 классе – познавательно – игровая;
в 7 классе – туризм;
в 5 классе – коллективно - творческая деятельность;
в 9 классе – краеведческая деятельность.
В конце года учащимся предлагалась анкета «Анализ классных часов».
В анкетировании участвовало 200 человек.
Из анкетирования видно, что 90% детей все устраивает в проведении классных часов.
Наиболее запоминаются детям классные часы с приглашением интересных людей, спортивно-массовые мероприятия.
В школе созданы условия для эффективного ведения воспитательного процесса.
Но работа классных руководителей должна носить ещё более деятельностный, системный и личностно-ориентированный характер.
Организация практической помощи педагогам в воспитательной работе осуществляется через методическое объединение классных руководителей. На заседаниях методического объединения моделируются и конструируются классные часы, даются рекомендации по организации занятий, анализируются мероприятия, происходит обмен опытом воспитательной работы, что позволяет сделать выводы:
1. При выборе формы работы предпочтение отдается практическим формам;
2. Достаточно успешно организована работа по формированию нравственных качеств личности.
При этом не всегда уделяется внимание рефлексии, формированию представления у учащихся о себе, как об уникальной и самобытной личности.
Таким образом, перед школой стоят задачи:
• оказывать помощь воспитанникам в самопознании, в согласовании своих представлений о себе со своими реальными возможностями и способностями.
• проводить работу, нацеленную на гармонизацию составляющих личности ученика, его «Я-концепция» - реального «я» и идеального «я».
Психолого – педагогическое сопровождение
В настоящее время в школе осуществляется психолого- педагогическое сопровождение учащихся, целью которого является максимальное содействие психологическому и личностному развитию каждого школьника. Выделены приоритетные направления работы, связанные с определенными периодами жизни ребенка. Их выбор обусловлен проблемами, сопровождающими развитие детей в нашей школе, которые требуют особого внимания взрослых. Это позволяет раньше выявить детей, имеющих трудности в обучении, низкую мотивацию, отклонения в поведении, испытывающие дезадаптацию, и как следствие этого, пропускающие учебные занятия без уважительных причин. В программу работы психолога по профилактике и коррекции выше перечисленного входят:
* консультации педагогов «Характеристика детей разного школьного возраста»; «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения»; «Развитие познавательных структур у младших школьников».
* Индивидуальная психологическая диагностика «Состояние познавательных структур у первоклассников» (на начало и конец учебного года и дальнейшее отслеживание по классам).
* Выступления на родительских собраниях, а также индивидуальное сообщение о результатах тестирования познавательных процессов.
* участие в психолого-педагогических консилиумах.
Дополнительное образование
Школа удовлетворяет образовательные запросы учащихся через реализацию программ дополнительного образования.
Анализируя работу кружков и с целью выявления пожеланий и запросов учащихся на дополнительное образование ежегодно проводится анкетирование учащихся и родителей.
Учитывая пожелания и запросы учащихся в 2005-2006 учебном году были открыты новые кружки: «Туристический», «Компьютерный» и спортивные секции «Волейбол», «Баскетбол»
Охват учащихся дополнительным образованием растет. Итоги кружковой работы представляются в виде творческих отчетов.
Организация летнего отдыха и труда учащихся
Воспитательная работа – процесс непрерывный.
Структура организации летнего отдыха работы позволяет:
• в школьном лагере «Радуга»:
укрепить здоровье, удовлетворить интересы и потребности ( духовные, интеллектуальные, двигательные )активно пообщаться с природой.
• На пришкольном участке:
проводить опытно-экспериментальную работу, закрепить навыки работы с землей, что важно для сельского школьника.
• учебная практика по профилю(осуществляется через центр занятости):
позволяет закреплять и отрабатывать теоретические знания, полученные по профильным предметам.
• трудовая практика в школьных мастерских позволяет:
осуществлять текущий ремонт школы, школьной мебели, благоустраивать территорию школы.
Выпускникам школы было предложено оценить психологический климат в школе путем биполярной шкалы.
Из исследования видно, что в школе сложился благоприятный психологический климат, что поможет педагогическому коллективу в выполнении поставленных на новый учебный год задач.
Исходя из всего сказанного, принимая во внимание рекомендации МО РФ и комитета по образованию задачами на 2006-2007 учебный год следует считать:
1. Воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории и культуре своей страны.
2. Воспитание носителя культуры, творческой активности школьников.
3. Создание условий для физического развития учащихся, воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
4. Воспитание сознательного бережного отношения к природе.
5. Развитие интеллектуальных способностей учащихся.
|